Что делать с валютной ипотекой?

Валютная ипотека, что это такое? С ноября прошлого года правильное определение - это кредит в валюте на покупку жилья, который сколько ни выплачивай, но он не становится меньше и только всё прибывает. Вот такой волшебный “Горшочек, вари!” для банка, но который варит не кашу, а сразу выдает пачки денег.


Реклама валютной ипотеки от ВТБ24 сегодня читается совсем по другому.

Действительно, судите сами. 60% держателей такой ипотеки заключили договоры в 2007-2008 годах, средний срок кредита от 15 до 25 лет, при этом банки требовали, чтобы ипотечный кредит погашался аннуитетными платежами. Считаем и видим, что за это время банки уже получили от заёмщика более 86% от суммы первоначального кредита, однако из-за уплаты по аннуитету (проценты при таких платежах платятся преимущественно вперед, перед телом кредита) тело долга оказалось погашенным всего ... на 14,5%.

Ох уж этот “аннуитет” - говорят, что это первое слово, что произносят дети - будущие успешные банкиры.

Можете проверить и посчитать сами: остаток задолженности по телу кредита через 7 лет платежей при сроке 20 лет - это точно 85,5%.


Ну, это не очень хорошо для заёмщика, - скажете вы, - но он хотя бы выплатил часть тела кредита и долг уменьшился. А вот и нет, возразим я и банкиры - “не для того была придумана валютная ипотека”. И мы (с банкирами) будем, как ни странно, правы.

Снова берем в руки калькулятор и получаем, что рост курса доллара с 2008 года до настоящего времени составил 2,7 раза (с 24 руб. до 65 руб./дол.), настолько же увеличился и остаток долга, а значит текущий остаток долга не только не уменьшился, а наоборот увеличился - до 2,3 от первоначальной стоимости полного объема кредита в рублях.


What.png


Да как же так?! То есть ты и из без того как “кредитный раб” выплачиваешь 7 лет без просрочек, а после этого ещё и должен оказываешься в 2,3 раза больше первоначального кредита? На этом собственно всё, кавычки из предыдущего предложения можно убрать.

Всё так, вот такая селяви - скажут, грустно вздыхая и отводя глаза в сторону, банкиры, никого насильно подписывать договор не заставляли (просто как-то забыли рассказать о валютном риске).


Нет, ну так же нельзя, возразите вы: - Уважаемый заёмщик! Отдайте вы эту квартиру, пусть банк уж лучше её заберет, даром что 7 лет жизни зря, но дальше так нельзя, освободитесь немедленно от этой валютной проказы.

А вот это вы бросьте, не согласятся, банкиры, не для того мы придумали .. Дальше вы знаете.


С 2008 года стоимость квартиры в Москве увеличилась, страшно сказать, в 1,7-1,9 раза (данные irn.ru), но оказывается и такого увеличения часто будет недостаточно, чтобы покрыть остаток долга.

Почти для всех, бравших ипотеку на обычных в 2007-2008 гг. условиях, с уплатой лишь от 5 до 20% первоначального взноса, ликвидационной стоимости квартиры не хватит, чтобы расплатиться по долгу. Я уже и не говорю про 12 тысяч валютных ипотечников из 2010-2014гг. - у них погашение тела долга по определению будет ещё меньше.

Получается, что даже отказ от квартиры в пользу банка через 7 лет платежей без просрочек приводит лишь к одному результату - заёмщик и их семьи остаются не только без квартиры, но и обремененные дополнительным и весьма существенным долгом, до 30% от первоначального кредита.


Да, всё именно так. И пожалуйста не смотрите так удивлённо на экран - по действующим законам ты продаёшь квартиру в счет ипотечного долга, но остаёшься должен по остатку непогашенной части кредита. Что там ещё есть - машина, телевизор - всё сгодится в уплату. Вон, наши знакомые банкиры уже удовлетворённо улыбаются.


Костин.jpg


А вот и нет, Дмитрий, ты наверное не знаешь, а вот мы слышали, - возразите вы, - что депутаты уже приняли Закон о личном банкротстве и по нему остаток долга просто спишется. То есть процедура неприятная, осадочек от “банкрота” останется, кредиты ещё лет 5 бывшему заёмщику выдавать не будут, а потом - только по повышенной ставке, но ведь главное, что есть уже такой закон и от долга можно освободиться.

Закон такой действительно есть, в прошлом году его после целого десятилетия доработок наконец с помпой приняли, но.. Да, без “но” и в этот раз не обошлось - отсрочили депутаты его вступление в силу до лета 2015 года, не захотели его почему-то с 1 января запустить, плюс закон может и хорош, но пока это точно неизвестно, а чтобы он реально заработал и судьи смогли его применять, то где-то ещё полгода-год точно уйдет на его отработку.


“Ох, Маша, лучше бы я не брал эту ипотеку!” - вспоминается реклама ВТБ24.


И в таком положении оказались не десять и не сто человек. По данным ЦБ таких заёмщиков порядка 3% от общего числа. В абсолютных цифрах - около 20 тыс., по другим данным - до 50 тыс.

Это вроде бы не так много, но очевидно, что вопрос касается не только самих заёмщиков, но и их семей. Точной статистики нет, но исходя из данных опросов самих ипотечников, они ожидаемо оказались люди семейные и с детьми (1 ребенок у 49%, 2 - у 25%, многодетные - 6%). Получается, что вопрос валютной ипотеки затрагивает по меньшей мере от 65 до 160 тыс. человек.


Ладно, мы уже поняли, что всё не просто плохо, а очень плохо - скажете вы, но вот в чём же причина проблемы, кто собственно виноват? Да и не сегодня курс вырос - за полгода и государство, ЦБ, и банки наверняка уже что-то придумали, ну не может быть такого, чтобы прямо вот такая безнадега, как всё описано.


Вы не поверите, но..


Продолжение последует: “Как же так получилось с валютной ипотекой?”, а также вопрос, важный для каждого по настоящему русского человека - “Кто виноват”, и не без хэппи-энда “Как ЦБ все проблемы ипотечников решил и настало всем счастье”. Или не решил?

P.S. По поводу степени ответственности заемщика, нужно ли помогать и кому в этой ситуации, что именно нужно делать я бы предложил дождаться следующих постов, которые последуют в самое ближайшее время, а этот текст - всё же введение в проблему.


Судебные баталии Партии Прогресса


12 января Партия Прогресса подала заявление в Замоскворецкий суд г.Москвы о признании незаконным бездействия Минюста РФ и с требованием включить Партию Прогресса в список партий, имеющих право участвовать в выборах. По закону суд обязан рассмотреть заявление Партии в пятидневный календарный срок (вот что об этом пишет НГ).

Напомним, что Партия Прогресса получила право участвовать в выборах по закону ещё 2 октября 2014 года, сдав необходимые документы о регистрации 44 региональных отделений в Минюст РФ. Согласно п.2 ст.36 закона «О политических партиях» право политической партии участвовать в выборах возникает сразу же после выполнения этого единственного условия.
Однако это по закону, а на практике уже более 3 месяцев избиркомы и суды, ссылаясь на Минюст, незаконно не допускают кандидатов от Партии на выборы. До последнего времени обжалование в судах, несмотря на несколько положительных решений, не позволило устранить этот фактически административный запрет на участие партии в выборах.

С октября 2014 года Партия Прогресса пыталась принять участие сразу в нескольких избирательных кампаниях: в Московской области – по выборам депутатов в г.Реутове и Кашире, Архангельской области – в муниципальном образовании Холмогорское, в Республике Карелия – на выборах в Сегежском районе. Несколько месяцев продолжаются судебные баталии, где юристы Партии в избиркомах и судах пытаются заставить властные институты соблюдать и применять закон, а избиркомы и суды делают вид, что не замечают очевидного – политическую партию, преодолевшую все «законные» препятствия, прошедшую через более чем 160 отказов в регистрации и получившую право участвовать в выборах, незаконно не допускают на выборы. На любые выборы, даже самого нижнего, муниципального уровня.

Законом установлена обязанность региональных управлений Минюста публиковать в трёхдневный срок по каждым вновь назначенным выборам списки избирательных объединений, имеющих право в них участвовать (п.9 ст.35 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан..»). Федеральный Минюст по той же норме обязан публиковать списки при выборах федерального уровня.
Несмотря на обязанность, региональные Минюсты не включали и продолжают не включать в списки избирательных объединений Партию Прогресса и её региональные отделения, именно это стало формальной причиной отказа избиркомов в регистрации кандидатов в Реутове и Кашире. Обжалование в суды отказов в регистрации кандидатов выявило неоднозначную позицию низовых судов: городской суд в Реутова отказал Партии в обжаловании, а суд Каширы признал в полном объеме право Партии Прогресса участвовать выборах (решение: 1 часть, 2 часть). При этом суд подтвердил правильность позиции Партии, указав, что выполнение п.2 ст.36 ФЗ «О политических партиях» является единственным и достаточным условием для получения политической партией права участвовать в выборах и Партия Прогресса в полном объеме выполнила это условие.

Суд второй инстанции, однако, отменил решение каширского суда, сославшись лишь на то, что список избирательных объединений, подготовленный Минюстом Московской области, не включает в себя Партии Прогресса, чтобы не отвечать на сложный вопрос о том, куда же в таком случае «испарилось» право партии участвовать в выборах, суд просто проигнорировал нормы п.2 ст.36 закона о политпартиях в своем определении.

После этого суда, имея на руках вступившее в силу решение, юристы Партии обжаловали уже список Минюста Московской области и незаконное бездействие госоргана по невключению Партии в список избирательных объединений на соответствующих выборах. Гагаринский суд г.Москвы (обжалование проходило по месту нахождения регионального Минюста), однако, как ранее и Мособлсуд, уклонился от ответа на вопрос о незаконности бездействия областного Минюста и отказал, сославшись лишь на то, что региональный Минюст руководствовался письмом и списком Минюста федерального – в части списка политических партий.
Следует отметить, что выборы в Реутове и Кашире Московской области являлись выборами местного уровня, на которых список избирательных объединений по закону и фактически составлялся именно региональным управлением Минюста. Федеральным Минюстом подобный список для муниципальных выборов не составляется в принципе. На выборах регионального и местного уровня списки формирует региональный Минюст, именно он направляет эти списки в избиркомы и публикует их в СМИ, как предписано законом. Несмотря на то, что в ходе судебного заседания это признал и представитель Минюста, Гагаринский суд Москвы все эти вопросы счел несущественными.
Партия Прогресса не согласилась с позицией Гагаринского суда и обжаловала также списки избирательных объединений на проходящих в это время других выборах – в Архангельской области и Республике Карелия.

Первым рассмотрел заявление Партии архангельский суд и, несмотря на имевшееся к этому времени решение Гагаринского суда (но всё ещё не вступившее в силу), удовлетворил заявление Партии, признал незаконным бездействие Минюста, обязал включить в список избирательных объединений. Важно, что суд рассмотрел все обстоятельства дела, в том числе документы по возникновению права партии участвовать в выборах, а также возражения федерального Минюста РФ (привлеченного стороной в дело) по невключению Партии Прогресса в федеральный список.
Минюст РФ выдвинул единственное возражение на право Партии Прогресса участвовать в выборах, а именно – сдачу документов о регистрации за пределами 6 месячного срока для регистрации региональных отделений. Суд отметил, что это возражение не имеет законных оснований, так как закон прямо предусматривает возможность продления срока регистрации региональных отделений партии за пределами 6 месяцев по п.7 ст.15 ФЗ «О политических партиях», о котором Минюст почему-то «забыл». Исследовав доказательства соблюдения срока суд пришел к выводу, что сроки регистрации Партией Прогресса нарушены не были.
Более того, суд указал на то, что в случае нарушений сроков Минюст РФ был обязан аннулировать запись о Партии в ЕГРЮЛ сразу же после такого нарушения, однако само существование Партии и её неисключение из ЕГРЮЛ является дополнительным доказательством того, что сроки регистрацией Партией Прогресса не нарушались.

Далее рассматривал дело по обжалованию конкретного списка на выборах в Республике Карелия суд г. Петрозаводска. Этот судебный процесс примечателен тем, что после всех выступлений, как юристов Партии, так и Минюста, в поддержку права Партии Прогресса участвовать в выборах выступил даже прокурор(!), чем очевидно смутил судью, которая переспросила прокурора, действительно ли он поддержал требования Партии Прогресса.
Тем не менее, после 5 минутного перерыва перед уходом в совещательную комнату, судья объявила, что в заявлении Партии отказано. В полученном немногим позже решении были указана позиция в соответствии с формулировками решения Гагаринского суда.

В завершение 2014 года Архангельский областной суд назначил на субботу 27 декабря рассмотрение апелляционных жалоб прокуратуры и Минюста на решение архангельского суда, которым признавалось право Партии Прогресса участвовать в выборах.
В пустынном здании Архангельского областного суда, открытого для единственного судебного заседания в этот день, тройка судей рассмотрела жалобы прокуратуры и Минюста и, после совещания буквально в десять минут приняла решение, которым отметила судебное решение Октябрьского районного суда г.Архангельска. Решение в настоящее время опубликовано на сайте, по сути оно аналогично решению Гагаринского суда Москвы.

Таким образом, несмотря на то, что сразу несколько низовых судов прямо признали право Партии Прогресса участвовать в выборах, однако следующими инстанциями все эти решения были отменены.
При принятии окончательных решений суды уклонились от какого-то ни было разрешения вопроса о праве Партии Прогресса участвовать в выборах,  и выбрали формальную позицию – списки избирательных объединений формируются региональными Минюстами, однако Партии отказано в их обжаловании. При этом для Партии Прогресса придуман дополнительный круг судебного ада – обжалование федерального списка, публикуемого Минюстом РФ.

12 января 2015 года Партия Прогресса подала соответствующее заявление к Минюсту РФ в Замоскворецкий районный суд г.Москвы. Требование прежнее – признать бездействие Минюста незаконным и включить Партию Прогресса в списки партий, имеющих право участвовать в выборах.
Положительное решение суда позволит принять Партии Прогресса участие в уже проходящих в Российской Федерации избирательных кампаниях муниципального и регионального уровня.

Присоединиться к Партии Прогресса: https://partyprogress.org/apply/,
Помочь: http://partyprogress.org/donate/#/donations.

Вот такой сегодня день.

С утра у Партии Прогресса было 28 зарегистрированных отделений, к концу дня - 34:

29. Республика Адыгея.
30. Курская область.
31. Вологодская область.
32. Ярославская область.
33. Белгородская область.
34. Калининградская область.

И вот так теперь выглядит карта отделений, получивших регистрацию:

Карта России
Продолжаем работу.

P.S. Чтобы присоединиться к Партии: http://partyprogress.org/,
чтобы помочь: http://partyprogress.org/donate/#/donations.

№ 21: Пенза

Вспоминаем географию России вместе с регистрацией Партии Прогресса: 21-ое отделение, получившее свидетельство, в Пензенской области.

Свидетельство Пенза

Теперь карта отделений Партии, имеющих похожие бумаги из минюста, выглядит так:
Карта России

История регистрации региональных отделений полна разных сюрпризов, но регистрация Пензенского отделения уникальна даже на этом фоне: отказ, приостановка, вторая приостановка, отказ и регистрация с 5-ой попытки.

Не понятно почему уникальна? Нет, не из-за 5-ти попыток, сейчас таких "рекордов" минюст установил сразу несколько.

Федеральный минюст, а вслед за ним и региональные управления, на всех судах утверждают, что вторая приостановка (когда уже после приостановления регистрации это происходит ещё раз) по закону в принципе невозможна. В законе, конечно, ничего такого не записано, но мантра "закон не содержит такого положения" - для минюста всё. Этим нехитрым доводом они обосновывают где-то половину из всех отказов. Кстати, отказ при регистрации ВПП "Народный Альянс" после приостановки был обоснован минюстом в том числе и этим обстоятельством.

О невозможности второй приостановки представители минюста обычно рассказывает весьма театрально: грустно качают головой, разводят руками и "да, мы бы хотели продолжить регистрацию, но вынуждены отказать - закон такого не допускает и минюст, конечно, на такое пойти не может".

В такие моменты всегда интересно смотреть на лица юристов ведомства, когда им показывают документы из Пензы. Да, это настоящий "Шок и трепет". Судьям такое, хотя они и вынуждены в большинстве защищать "госинтересы", тоже очень нравится. А ведь правильно говорят - "как следует удиви судью и тебе повезет с судебным решением [вопреки практике и ожиданиям]".

Кот-виртуоз
Регистрация Партии продолжается и судов будет ещё много (минюст и не думал сдаваться, а число отказов приближается к 160) - так что спасибо Пензе и за регистрацию, и новую (и действительно бесценную) практику. Работаем дальше.

№20. Приморский край: регистрацию ожидали четыре месяца назад

Получили регистрацию в Приморском крае - это уже 20-ое зарегистрированное отделение Партии Прогресса.

Свидетельство НКО_Приморье
Документы получены лишь с 4-ой попытки регистрации. До этого был отказ, приостановка и ещё один отказ. В отличие от многих регионов по Приморскому краю проблем ожидали меньше всего. Минюст был вменяемый, а приостановление регистрации было, как тогда казалось, лишь из-за досадной ошибки ФМС. Как написал минюст в уведомлении по этому поводу: данные о месте жительства партийцев не совпали с теми, что были предоставлены управлению миграционной службой.
Однако даже после предоставления копий паспортов мы получили отказ, со ссылками уже на совсем другие обстоятельства (по закону так нельзя - перечень недостатков в приостановке исчерпывающий). Отказы обжаловали и уже назначены суды, но непосредственно перед началом судебного процесса минюст передумал и отделение получило регистрацию - уже по 4-ому комплекту документов.
Партии осталось получить 23 таких же свидетельства до требуемых по закону 43 отделений, чтобы мы не лишись федеральной регистрации и смогли принимать полноценное участие в выборах.

19-ое зарегистрировано!

19-ое зарегистрировано! С особым удовольствием поздравляю Ставропольское отделение Партии Прогресса и партийцев!

Свидетельство Ставрополь (без адреса)

Ставрополь должен был стать 1-ым зарегистрированным, но к сожалению понадобилось преодолеть 3 отказа и направить в Минюст ещё 3 комплекта документов, чтобы этот регион всё же получил свою законную регистрацию.

Напомню эту историю, когда отделение было зарегистрировано, внесено в ЕГРЮЛ и незаконно удалено оттуда без какого-либо судебного решения:
http://law6512.livejournal.com/13556.html. Разбирательство этому вопросу продолжается в судебном порядке до настоящего времени.

16-е региональное отделение Партии Прогресса и пикеты в регионах

Сегодня получено 16-е свидетельство о регистрации регионального отделения – в Республике Коми.
Свидетельство Коми (без адреса)


На пути к регистрации Отделение прошло трудный путь длиною в полгода документы пришлось подавать 4 раза и минюст не был особо приветлив.

Чтобы преодолеть претензии, реготделение даже было вынуждено ликвидировано и воссоздано заново. В суде были обжалованы все отказы и шли судебные процессы, а партийцы объявили о проведении массового пикета.

И вот – регистрация, информацию о которой мы получили, как ни странно, даже ранее предусмотренного законом срока.

Поздравляем наших партийцев – вы заслужили регистрацию на все 100%!


Как известно, за последние 4 недели мы обжаловали около 50 отказов в регистрации и подали новые комплекты документов для регистрации сразу 37 региональных отделений, направили в Минюст РФ и 45 его теруправлений уведомление о продлении сроков регистрации региональных отделений Партии за пределами базового 6-ти месячного срока.

Готовим документы

Важно, что помимо массово назначаемых судов по отказам в регистрации, мы продолжаем убеждать минюсты нас регистрировать и другими доступными нам способами с сегодняшнего дня, вслед за подмосковным и московским отделениями Партии, эстафету массовых и одиночных пикетов принимают регионы.

Пикеты проводятся или запланированы непосредственно у региональных минюстов – тем самым мы даем понять регистраторам и их руководству, что за каждым отделением стоят живые люди, а не просто бумажки, как это обычно было у них до сих пор при регистрации фейковых партий.

Сегодня на пикет вышли партийцы регионального отделения в Самаре, вернутся они туда и завтра, а далее пикеты пройдут во многих городах, в которых также подходят к концу сроки принятия решений по заявлениям о регистрации реготделений.

Пикет в Самаре

В ближайшее время станут известны решения минюстов в Иваново, Вологде, Екатеринбурге, Калининграде, Новосибирске, Краснодаре, Кирове, Москве и других городах – и каждому из управлений Минюста, препятствующих регистрации и отказавших в регистрации отделений Партии Прогресса уже не менее 3х раз, доведется встретить у себя на пороге пикетирующих их партийцев.

Пикет Москва 2

Об отказах в регистрации региональных отделений:
https://navalny.com/p/3734/
https://navalny.com/p/3678/

О продлении сроков регистрации, после истечения 6 месячного срока:
https://www.facebook.com/PartiyaProgressa/posts/315597638623131


Секретарь Центрального совета Партии Дмитрий Крайнев.

Актуальное кандидатам в МГД

МГИК

Кандидатам на выборах в МГД, не имеющим штабов или выделенных электоральных юристов, на заметку - список актуальных документов на начало кампании.

Итак, буквально вчера вышли очень важные рекомендации ЦИКа, по формам документов , ориентируемся на них:

http://www.cikrf.ru/law/decree_of_cec/2014/06/11/235-1486-6.html (скачивается, если нажмёте на слово "приложение").

Для подачи документов понадобятся также формы из этого Указа, обратите внимание на редакцию:
"О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации"

Ещё одна форма в нашем основном законе (сведения о размере и источниках доходов приложение 1) :
"Избирательный кодекс города Москвы


И далее - важные решения МГИКа :

Решение Московской городской избирательной комиссии № 77/2 от 27 марта 2014 года "О формах протокола об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу"

Решение Московской городской избирательной комиссии № 77/3 от 27 марта 2014 года " О формах списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской городской Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу"

Решение Московской городской избирательной комиссии № 79/3 от 28 апреля 2014 года " Об утверждении Инструкции о порядке открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств бюджета города Москвы, выделенных избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов в органы государственной власти города Москвы"

Решение Московской городской избирательной комиссии № 80/3 от 22 мая 2014 года "О порядке регистрации и деятельности уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидатов в депутаты Московской городской Думы"

Решение Московской городской избирательной комиссии № 80/5 от 22 мая 2014 года "О списках политических партий, выдвижение которыми (их региональными отделениями и иными структурными подразделениями) кандидатов, списков кандидатов на выборах депутатов Московской городской Думы и представительных органов местного самоуправления в городе Москве считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей избирателей "

Решение Московской городской избирательной комиссии № 81/1 от 29 мая 2014 года " О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Московской городской Думы шестого созыва на территориальные избирательные комиссии"

Решение Московской городской избирательной комиссии № 81/2 от 29 мая 2014 года " О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы шестого созыва, выдвинутого по соответствующему избирательному округу "

Решение Московской городской избирательной комиссии № 81/3 от 29 мая 2014 года " О формах списка кандидатов в депутаты Московской городской Думы шестого созыва, выдвинутых по одномандатным избирательным округам"

Решение Московской городской избирательной комиссии № 81/6 от 29 мая 2014 года " О Примерной инструкции по делопроизводству в окружной избирательной комиссии и Примерной номенклатуре дел окружной избирательной комиссии "

Решение Московской городской избирательной комиссии № 81/7 от 29 мая 2014 года " О внесении изменений в решение Московской городской избирательной комиссии от 20 декабря 2012 года № 35/1 «Об установлении на территории города Москвы нумерации избирательных участков»"

Решение Московской городской избирательной комиссии № 81/8 от 29 мая 2014 года " Об информации о выдвинутых кандидатах, размещаемой на стендах в помещениях избирательных комиссий"

Решение Московской городской избирательной комиссии № 81/9 от 29 мая 2014 года " О формах ведения организациями, осуществляющими выпуск средств массовой информации, отдельного учета объемов и стоимости эфирного времени и печатной площади, предоставленных для проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам при проведении выборов депутатов Московской городской Думы шестого созыва"

Решение Московской городской избирательной комиссии № 81/11 от 29 мая 2014 года " О перечне подлежащих опубликованию сведений о доходах, имуществе, вкладах в банках, ценных бумагах и расходах, представленных зарегистрированными кандидатами в депутаты Московской городской Думы шестого созыва при выдвижении, а также выявленных фактах их недостоверности"



Это то, что точно необходимо будет использовать, хотя и не всё. Кроме того, во всех вопросах нужно ориентироваться на судебную практику, её невозможно вписать в список и по каждому вопросу нужно искать отдельно.

Список подготовлен нашим юристом Иваном Ждановым, спасибо ему!

У нас нет возможности консультировать, отвечать на вопросы, дискутировать, поэтому сорри - вопросы и пр. останутся без ответа (буквально все силы уходят на регистрацию Партии Прогресса, все праздники и выходные в офисе за работой - у нас очень горячий период), но то, что у нас будет общеупотребимое, мы постараемся выкладывать. Дополнения и поправки по списку приветствуются.

Новости по Партии Прогресса - 2

После последнего большого поста о планах и надеждах, когда мы только начинали регистрацию региональных отделений, прошло уже более двух месяцев, так что уже давно пришло время рассказать о том, как у нас дела с регистрацией Партии.

Итак, по состоянию на сегодня мы получили документы о регистрации уже трёх региональных отделений Партии Прогресса: в Курганской и Астраханской областях, а прямо сегодня - в Республике Башкортостан. Я с удовольствием публикую наше самое "первое" свидетельство из Кургана и ещё раз поздравляю ребят из всех отделений, вы - молодцы!

01 Решение о регистрации НО (без адреса)

1. Создание новых региональных отделений партии.

28 февраля, сразу после получения регистрации партии у нас уже было 46 региональных отделений и далее нам предстояло (и всё ещё предстоит!) получить регистрацию более чем в половине субъектов РФ (в марте было 42, но после включения в Конституцию Крыма и Севастополя стало 43) и только тогда получить по закону "право" выдвигать своих кандидатов и списки на выборах.

Как я писал ранее, для "надежного" прохождения этого этапа и получения "лицензии на выборы" партии требовалось очевидно больше отделений, чем было, хотя бы по той причине, что многие региональные управления Минюста принципиально не регистрируют новичков с первой, а часто и второй-третьей попытки. Была поставлена задача увеличить охват регионов, ведь очевидно, что больше отделений - больше шансов пройти этот этап.

Благодаря широкому отклику на первый пост и активной работе с активистами мы довольно легко нашли более десятка новых координаторов, что объединяют партийцев в регионах и создают новые реготделения. Были созданы отделения ещё в шести регионах: Костромской, Тюменской, Ивановской, Кемеровской, Ульяновской и Республике Бурятия. На подходе ещё пять.

В то же время мы не собираемся останавливаться на 11 "новых" регионах, 60 регионов - это необходимый минимум, мы по-прежнему ищем активных людей там, где у Партии Прогресса ещё нет отделений, хотя список таких субъектов РФ и заметно уменьшился. На сегодня он выглядит так:
1. Республика Алтай
2. Республика Дагестан
3. Кабардино-Балкарская Республика
4. Республика Калмыкия
5. Республика Карачаево-Черкессия
6. Республика Марий Эл
7. Республика Мордовия
8. Республика Саха
9. Республика Северная Осетия-Алания
10. Республика Тыва
11. Удмуртская Республика
12. Чеченская республика
13. Амурская область
14. Архангельская область
15. Брянская область
16. Камчатский Край
17. Магаданская область
18. Мурманская область
19. Оренбургская область
20. Псковская область
21. Сахалинская область
22. Смоленская область
23. Тамбовская область
24. Еврейская автономная область
25. Чукотский автономный округ
26. Ямало-Ненецкий АО

Всех неравнодушных и готовых вкладывать силы и время, разделяющих наши взгляды, прошу записываться на сайте Партии http://partyprogress.org/, а чувствующих в себе возможности (с нашей помощью, конечно) собрать людей вместе и создать отделение - прошу сразу писать на адрес юротдела: jurshtab@gmail.com. Поможем, подскажем, сам процесс не так сложен, как может быть кажется.

Отмечу, что не должно создаваться впечатление, что создание новых отделений необходимо лишь для прохождения регистрации - нет, наши отделения работают и без регистрации, но мы бы хотели объединить всех людей, разделяющих наши взгляды на одной партийной платформе, к тому же уже этой осенью будут проходить выборы в дюжине законодательных собраний, муниципальные выборы будут назначаться и после 14 сентября (единого дня голосования), партия и кандидаты намерены принять участие как минимум в нескольких из предстоящих избирательных кампаний.

2. Первая "подача".

Бумаги на столе
Итак, на "первом этапе" документы на регистрацию были поданы в 50 региональных Минюстов. Первый региональный Минюст получил заявление на регистрацию 7 марта, а последний, с учётом прогона почты - 19 марта. Более чем в половине из этих 50 регионов регистраторы, выдержав с умными лицами месяц, вернули нам типовой отказ, якобы об отсутствии полномочий у нашего уполномоченного лица.

Можно написать большой юридический опус по поводу несуразности отказа и внезапно "пропавших", сразу после регистрации партии, полномочий у Уполномоченного лица, назначенного ещё на учредительном съезде, но я ограничусь лишь двумя замечаниями.

Первое, закон не содержит каких-либо требований, аналогичных тем, что имеются в отказах Минюста, если есть Уполномоченное лицо, то оно и подписывает все документы (п.1 ст.18 ФЗ "О политических партиях");

Второе, отказ в регистрации на основании документа, не указанного в законе, как позволяет себе делать в очередной раз Минюст - неправомерен (п.2 ст.18 того же закона).

"Мерцание" закона в толковании Минюста подтверждает, прежде всего сам Минюст, зарегистрировавший Партию Прогресса в одних регионах и отказавший нам в других на основе одной и той же нормы права. Очевидно, что один и тот же закон не может применяться по-разному в разных субъектах РФ, тут Министерство юстиции просто само себя высекло.

Но вообще-то с самого начала было предсказуемо именно такое развитие событий и  не принципиально, какой именно "недочёт"  Минюст придумал бы для "первого" отказа. Очевидно, что Администрация Президента, уши которой выглядывают из всех действий Минюста, несмотря на всю риторику власти о курсе на "чистые выборы" и "конкуренцию", не готова к тому, чтобы вот так просто взять и допустить Партию Прогресса на выборы ЕДГ-14. Действительно, ведь если регистрировать региональные отделения, то это означает, что партию и на выборы придётся допускать.

К отказам мы относимся философски, есть отказ - устраняем "недостатки", в чём бы они не заключались (параллельно обжалуем в суд, конечно), и снова подаём документы. ПОДАЕМ РОВНО В ТОМ ЖЕ ВИДЕ, ЧТО И ПРЕДЫДУЩИЙ РАЗ, только с устраненными "проблемами". И ЭТО ПРАВИЛО ДЛЯ НАС НЕИЗМЕННО.

3. Вторая "подача".
Мы не уйдем

И подаём максимально быстро. Так, первые 10 "вторых" комплектов документов ушли в Минюст уже на следующий или через день после получения отказа. Начало, как обычно, было положено нашим отделением в Московской области - документы на вторую регистрацию были поданы ещё 2 апреля. На сегодня документы по "второму кругу" ушли почти во все Минюсты (лишь в Новгородской области продолжается рассмотрение документов с первой регистрации). Не останавливаюсь на том, чего стоит работать в таком режиме юротделу, с настроем на максимально возможное качество, но именно так и надо в условиях, когда ищут даже минимальные и невинные недочёты.

Однако тут, во время "второй" подачи документов, Минюсту уже профессионально не позавидуешь. Да, конечно, регистратор Минюста может, поддавшись окрику начальника, ещё раз пробежаться по документам и закрыв глаза ткнуть пальцем в случайную норму и перестать понимать её смысл применительно к документам Партии Прогресса. Но в любом случае, ведь если ты предъявляешь претензии к тем же документам, что и сам смотрел в первый раз, то это означает, что претензии к "юристам Навального" уже бессмысленны - это будет прежде всего претензия к самому Минюсту. Второй отказ - это уже будет означать для Минюста расписаться в собственной некомпетентности и профессиональной непригодности. А представляете, если будет третий отказ?

На сегодня в собственной некомпетентности успели расписаться управления Минюста в шести регионах: в Алтайском крае, Вологодской, Московской и Тверской областях, Республике Татарстан, Пермском крае. По пяти из них документы поданы на рассмотрение вновь - уже в третий раз.

Мы предполагали, что Минюст, спасая остатки собственной проф.чести, всё же скорее пойдёт по пути "приостановки" и максимального затягивания, объясняя это наличием несущественных недостатков. Не скажу, что это четкая тенденция, но приостановка в регистрации уже объявлена в 7 регионах: во Владимирской области, Москве, НАО, Новгородской и Пензенской областях, Республике Карелия и Ростовской области.

В остальных регионах процесс регистрации продолжается или нам ещё не выданы документы о регистрации/отказе. Всего регистрацией партии охвачено 55 регионов.

Основные способы работы с Партией Прогресса в настоящее время у Минюста с лобовой атаки сдвинулись на затягивание и незаконные задержки. Отказы, отправка документов по почте с категорическим отказом сообщать о причинах отказа/приостановки (замечу - обычной, а не скоростной, почтой, часть из которой обычно просто не доходит), запрет в региональных Минюстах выдать копии отказов - это происходит почти во всех регионах и действительно серьёзно затрудняет работу.

Доходит до абсурда, чтобы затянуть регистрацию в ключевых регионах, как например в Москве, документы о приостановке в связи с "недостатками" с 12 мая просто не выдают на руки. Обязаны, но не выдают. И никакие наши кары с заявлениями, жалобами исками в суд и прокуратуру их не берут. Но ведь если не знаешь, что "устранять", то понятно и устранить невозможно.

4. Третий съезд.

Общее фото со съезда 13.04.14

Претензии Минюста околоюридического свойства вынудили нас провести внеочередной съезд Партии 13 апреля. Мы не стали его широко афишировать, поскольку съезд носил больше технический характер. Отмечу, что если ранее со сбором кворума по регионам всегда было не ясно до последнего момента, поскольку неизбежно возникали транспортно-форсмажорные проблемы у части делегатов, то в этот раз всё было спокойно - сказалось увеличение количества регионов, здесь у нас есть определенный "юридический" запас.Принятые на съезде решения касались в основном уполномоченных лиц Партии, чтобы снять даже малейшие вопросы "непонятливого" Минюста, были приняты все необходимые решения.

Для делегатов юротдел провёл лекцию-тренниг "Как общаться с Минюстом, не бояться отказа и получить регистрацию".

К съезду подготовили и вручили делегатам несколько десятков новых комплектов документов для подачи в Минюсты.

5. Ресурсы и ещё раз ресурсы.

"Ресурсное изматывание" - это тяжелое испытание. Один из наших секретов - потрясающие волонтеры, готовые нам помогать круглосуточно (так и было - ночью отправляли документы почтой). Например, при первоначальной, самой сложной подготовке в течение полумесяца у нас 18 часов в сутки было задействовано постоянно около 10 волонтеров, а всего нам помогали около сотни человек - партийцы, сторонники и просто сочувствующие.
20140305_200954

Помощь волонтеров была неоценима и за то им низкий поклон, но как легко догадаться, деньги для регистрации всё же нужны.

Каждый из "кругов регистрации" съедает кучу денег. 2 тыс.руб. - госпошлина для регистрации реготделения, 1,5 тыс.- заверение подписи на заявлении о регистрации у нотариуса, в среднем 0,9 тыс. - оплата скоростной почты (отправляем-то документы в регионы). Эти расходы невозможно проигнорировать и всё это "сгорает" при получении отказа. Несложно подсчитать, что при 55-60 регистрируемых отделениях и расходах по одному отделению в пределах 4-5 тыс. каждая "подача" съедает не менее 300 тыс. руб.

Несложно оценить, что до 25 августа (дедлайн регистрации) в случае пессимистично-реалистичного расклада и нашей скорости работы мы успевает ещё с 2-3 подачами, а значит может понадобиться только на "обязательные" расходы от 600 тыс. руб. до миллиона.

Помимо этого суды - на настоящий момент мы подали 63 заявления в регионах, обжалуя отказы и приостановки, часть их них уже перешли в активную фазу, как например в Питере. Очевидно, что будут ещё и это сильно усложняет общую задачу, но оставлять хотя бы один из отказов/приостановок безумного Минюста без обжалования - это означает потакать "безнаказанности". Только жесткий отпор и суды по каждому незаконному отказу Партии вплоть до ЕСПЧ в данном случае означают не иллюзорные шансы на успешную регистрацию. Ведь мы помним принципиальное условие закона о политических партиях - регистрация в 43 регионах за шесть месяцев или общефедеральная регистрация просто "сгорает".

Что ж, на этой почти оптимистичной ноте я пожалуй и закончу - когда-нибудь я напишу целую книгу о том, как создавалась и регистрировалась Партия Прогресса, но пока просто пойду переделывать документы под требования очередного регионального Минюста ;)


Секретарь Центрального совета Партии Прогресса - Дмитрий Крайнев.

P.S. Мини-сайт (большой в работе) партии, на котором мы ведём запись партийцев и собираем средства на регистрацию: http://partyprogress.org/


ЛВ10

Пара слов об искусстве возможного и выборах в МГД

Много вопросов и обсуждений по поводу предстоящих осенью выборов в МГД, особенно в свете так называемых "праймериз Моя Москва".
У меня сформировалась моя личная позиция по этому поводу, готов сформулировать. Не уверен, что она многим понравится, но я не вижу в ней логических изъянов.

0. Главный принцип. Политика - это искусство возможного. В каждый момент времени мы должны стараться достичь максимально возможного в этой реальной ситуации. Умение отделять труднодостижимое от нереального - важнейшее умение для политика. Если пытаться достичь того, чего никак не достичь, результат будет нулевым + разочарование в подарок.
1. Пример. Сейчас модно ругать лозунг "За любую партию кроме Единой России, партии жуликов и воров": "вот мы сходили, проголосовали за СР, и что мы получили? те же депутаты, те же законы", - так говорят люди, не понимающие главного принципа. Вопрос таким людям: скажите, а что, можно было какой-то комбинацией действий, какой-то последовательностью шагов, добиться того, чтобы Госдума состояла из 450 доблестных рыцарей на белых единорогах, мастеров фиалочной дефекации? Или чтобы хотя бы не 450, а 50 Вацлавов Ганди туда было избрано? Ответ: НЕТ. Что бы мы не делали той осенью, в ГД РФ все равно оказалось бы 99% унылых вырожденцев, выбор-то предлагался только между сортами дерьма.
НО при этом: тактика "голосуй за любую другую кроме ПЖиВ" привела к
- катастрофическому и необратимому падению рейтинга ЕР,
- необходимости (для власти) осуществлять массовые фальсификации (хотя бы для выполнения обязательств по уже проданным мандатам),
- выходу наблюдателей, а потом и простых людей на улицы и началу массового протестного движения, которое, в конце концов, нас всех выявило, связало и познакомило.
Если бы не было этой тактики "голосуй за любую другую", то не было бы, вероятно, и массовых фальсификаций (или их масштаб был бы менее значимым), и, следовательно, вообще декабрьских событий 2011 года - ну а в "Госдуме" и так и так сидели бы 445 упырей, это вообще не имеет отношения к рассматриваемому вопросу.
Таким образом, тактика "за любую кроме ПЖиВ" был правильной, и привела к максимально возможному результату из всех реально достижимых на тот момент (и даже к большему, пожалуй: ни кто ж еще 3 декабря 2011 года не ждал митинга на Болотной 10 декабря, правда?).
2. Пример. Сейчас модно ругать выборы в КС, потому что КС быстро превратился в нечто очень унылое. Вопрос: а что, были реальные шансы на то, что этот достойный орган немедленно и принципиально переломит ситуацию в протестном движении, Путин сбежит из страны в женском платье и настанет Новая Россия? Нет. Были ли выборы в КС той движухой, которая на определенный период времени позволила перехватить повестку, консолидировала кучу людей, создала массу информационных поводов, прокачала многих молодых политиков через "дебаты на Дожде", показала способность оппозиции к организации больших проектов etc? Да. Если бы их не делать - ну их просто бы и не было, и все было бы куда унылее, чем с ними. Кажется, что благодаря выборам в КС мы достигли максимума возможного по состоянию на осень 2012 года, если подходить реалистично.

Дальнейшие примеры вы легко придумаете сами в любом количестве, теперь давайте применим обсуждаемый принцип к нынешней реальной ситуации.
3. "Выборы" в МГД. Не знаю, как вам, а мне совершенно ясно, что никаких выборов в МГД в 2014 году не будет. То есть вот летом 2013 года мэрия попробовала поиграть в "настоящие выборы", им это явно очень не понравилось (да и все равно в итоге пришлось включить адмресурс на полную), да и сверху им пистонов навставляли. Так что в этот раз принято решение обойтись без нервотрепки. Список депутатов МГД - все 45 фамилий - уже лежит в столе у Анастасии Раковой, никакие изменения в него не предусмотрены. И не суть важно, в этом списке 45 фамилий самых омерзительных единороссов или, как вбрасывают некоторые близкие к мэрии политики, там, допустим, 30 фамилий единороссов и 15 фамилий "условно-порядочных". Главное, что список такой есть, а это значит, что выборов не будет. Фраза: "мэрия хочет провести предельно демократичные выборы, чтобы в МГД прошло и несколько умеренно-оппозиционных общественников" внутренне противоречива, как вы понимаете.
В организационном смысле для реализации плана Раковой предусмотрен целый ряд мер, главным образом нормовторческих (т.е. лишение РПР-Парнас права быть субъектом выдвижения кандидатом + заградительный 3%-ный барьер сбора подписей), но также и пиаровских, одним из главных здесь являются мурзилочные "праймериз" "Моя Москва" (ММ).
4. Псевдопраймериз. Поскольку не все это понимают, а кое-кто даже собрался поиграть с шулерами их колодой, объясню матчасть. В самой идее проведения фейковых праймериз для легализации списка административных кандидатов в качестве "гражданских" не нова - например, прошлой весной на Смоленщине таким образом были проведены праймериз "Открытый выбор", были и другие прецеденты. В случае "Моей Москвы" уши торчат не менее явно, просто почитайте их сайт, там есть все необходимые маркеры типа "Совет ветеранов поддержал". Ну или список организаторов посмотрите.
Но главное не в этом. Существуют ситуации, когда можно и нужно приходить на территорию противника и побеждать там - скажем, ходить на путинг и раздавать правильные листовки - но это, опять же, можно делать только тогда, когда победа возможна. Иначе получается как в культовом фильме моего детства "Бегущий человек", где декларировалось, что победитель шоу получалось свободу, но на самом деле все победители умирали так же, как и побежденные.
Просто проанализируем возможные сценарии:
- оппозиционный кандидат проигрывает (сам по себе, или потому что, как в Смоленске, на праймериз организованно приходит нужное количество бюджетников): отлично, пропаганда получает козыри в руки для того, чтобы сказать "мы все сделали красиво, а они не смогли",
- оппозиционный кандидат выигрывает: это ни на шаг не приближает его к тому, чтобы стать кандидатом в МГД (субъекта выдвижения все равно нет, подписи все равно надо собирать), только он потратил ресурсы, деньги, время, и еще сдал всю базу своих сторонников организатором "голосования", т.е. мэрии; а чтобы зарегистрироваться в качестве кандидата, ему все равно надо будет идти и договариваться.
5. Ложная цель. Таким образом, цель "завоевать как можно больше мест в МГД" является фейковой и недостижимой, если пытаться ее достичь - результат будет нулевым (см. выше Главный принцип), просто потому, что существующими организационными условиями достижение такой цели сделано невозможным. Не "будет сделано невозможным", а "уже сделано невозможным", имеющий глаза да увидит. Вся эта история с праймериз для того и придумана, чтобы затащить какое-то количество внятных людей в бесконечную ресурсоемкую деятельность с гарантировано отрицательным результатом - так устроено любое шулерство.
6. Реальная и правильная цель: нанести максимально возможный ущерб нашим политическим оппонентам, в данном случае - мэрии. Грубо говоря, чем меньше людей из "списка Раковой" окажется депутатами, тем и лучше (и не так важно, кто еще окажется депутатами - опять же, никаких рыцарей на единорогах не допустят, все кандидатуры заведомо будут профильтрованные и проверенные на лояльность), просто потому, что это ломает им игру, срывает всякие внутренние договоренности и расклады, заставляет нервничать, возвращать деньги, ослабляет аппаратные позиции и т.д. Работает на раскачивание лодки, короче говоря, а раскачивание лодки - это очень хорошо. (По ссылке - моя статья трехлетней давности, которая, кажется, не утратила актуальности ни на каплю). Все, что является игрой с шулерами по их правилам - плохо. Все, что позволяет смешать им карты и расстроить игру - хорошо. Когда играешь с шулерами, вырывать карты из рук и переворачивать стол - можно и нужно.

Следовательно (что нужно сделать для достижения реальной цели).
7. Праймериз ММ - игнорировать. Публично заявить: это не праймериз, это фейк, это легализация "списка Раковой". Те хорошие люди, которые уже подписались под участие в этих праймериз, совершают политическую ошибку. В конце концов, есть еще один очень важный принцип: "Хорошее дело не может начинаться с большой лжи". А эти праймериз уже с нее начались. Нам рассказывают про "гражданскую инициативу снизу", а, тем временем, откуда-то взялись не десятки даже, а уже сотни миллионов рублей на то, чтобы заклеить все метро, организовать 500 точек голосования, оплатить 28000 рекламных щитов и т.д. А ну да, рядовые москвичи скинулись оргкомитету…
8. Участие в выборах в личном качестве наших сторонников - поддерживать. Очень многие молодые политики, понимая все трудности, невозможность сбора подписей и т.д., все равно хотят участвовать в выборах в МГД по одномандатным округам. Это все равно движуха и активность, это все равно работа на узнаваемость, это все равно бесценный политический опыт. Только вот иллюзий не должно быть, шансов на победу нет (поскольку выборов в этом году не предусмотрено), и хорошо бы все это понимали, чтобы не было больших разочарований. Но само участие, разговор с людьми, сбор подписей, распространение газеты - это способ нанесения политического ущерба оппоненту, это хорошо. А если кто-то совершит чудо - ну, еще лучше.
9. Выбор наиболее опасного для мэрии кандидата. После того, как регистрация кандидатов будет завершена, проводим методами социологии или голосования в интернете (или и того, и другого) опрос по всем зарегистрированным (но только зарегистрированным) кандидатам, кроме официального кандидата от мэрии, и призываем всех наших сторонников голосовать за того из других кандидатов, у кого, по результатам этих исследований, самые большие шансы на победу. Кем бы он ни был! Коммунист, лдпровец, прохоровец... не важно! главное, мы повышаем его шансы на победу, то есть повышаем вероятность нанесения мэрии политического ущерба за счет проигрыша их кандидатов. Это как новосибирский вариант - депутат Локоть такой же упырь, как и все остальные кандидаты (и он исправно голосовал в Госдуме за все людоедские законы), но сам факт его победы - политический ущерб для ЕР, и это хорошо. Большего достичь на новосибирских выборах было нельзя, не было возможности сделать мэром хорошего человека - так что радуемся и победе Локтя. Вот и с выборами в МГД так же.

Извините, что очень кратко и тезисно, что неясно - готов пояснять.